Метагалактический мегакинопортал
Ещё один Джеймс Бонд одобрил Аарона Тейлора-Джонсона «Лихие» 90-е Юрия Быкова скоро завершат съёмки (фото) Ужастик про воображаемых друзей от Джейсона Блума уже выходит в цифре Звезда «Что творят мужчины! 2» Памела Андерсон сыграет в ремейке «Голого пистолета» Экшен «Падение империи» поставил рекорд в американском прокате

Алиса в Стране чудес

Alice in Wonderland

Алиса в Стране Бёртона

Здравствуйте, дорогие читатели, добро пожаловать на страницы рецензии "Алисы в Стране чудес". И давайте, что ли, разнообразия ради начнём без предисловий, а с разбега сиганём в кроличью нору.

Вот вы! Да, вы, фанат "Аватара", ждущий от "Алисы" столь же красивого, ненавязчивого и уместного 3D. Можете расслабиться и ждать дальше — "Алиса" не то, что не способа — она даже и не пытается стать новым "Аватаром". А вы, судя по томику Кэррола, зажатому в трясущихся от заранее заготовленной злости руках, — поборник точных экранизаций, честно следующих и букве, и духу оригинала? Простите, этот фильм не для вас. Да, знаем, мы тоже любим Кэррола и тоже расстроены, но что ж поделать. Так, а вы у нас кто? Чёрно-белые одежды, ножи на руках и свисающие с лезвий куклы… Неужто члены террористической группировки "Тим Бёртон сдулся"? Даже не знаем, что вам сказать, господа. Можете, конечно, взрывать свои начинённые навозом шахидские пояса, но — да, это действительно не новый "Эд Вуд", не "Эдвард руки-ножницы" и уж точно не "Бэтмен". Помилуйте, неужели вы всерьёз ждали от "Алисы" чего-то подобного? Зачем? Любите смотреть на всё через призму ничем не обоснованных ожиданий, чтобы уж точно во всём разочаровываться? Что ж, ваше право.

Ох, как же вас тут много, ждущих всякого. Вам что? Джека Воробья? Не будет, с чего бы. Вам? "Властелина колец"? Каким, Саурон вас задери, образом вы углядели в "Алисе" нового "Властелина колец"? Вам? Порно-мюзикл? Смело, конечно, но вы опоздали лет эдак на тридцать с лишним, господин извращенец. Так, а вам? Что, простите? Да не жмитесь вы так робко в углу, не сожрут вас. Увидели надпись "Дисней" и решили спросить, не является ли "Алиса в Стране чудес" новой чисто-диснеевской сказкой"? Господи, ну наконец-то! Господа, дамы, давайте дружно поздравим победителя этой бессмысленной игры "Угадай, чего ждать от "Алисы"". Дорогой победитель, ваш приз — получить от фильма кучу удовольствия и не уйти домой разочарованным. Остальным — добрый совет: кончайте играть в эту дурацкую игру. Создавая себе ожидания, вы с высокой долей вероятности обрекаете свою персону на разочарование. Посмотрите, как люди кричат "Аватар говно!" зачастую не потому, что им не понравился фильм, а потому что он не добрался в их глазах до обещанных хайпом вершин. Посмотрите, сколько возмущения вызвало решение Зака Снайдера снять мультфильм про птичек вместо брутального эпика для серьёзных мужиков. Вам оно надо — рисовать в своих головах мир фантазий, который не имеет ничего общего с ожидающимся творением, только чтобы потом возмущённо голосить, каким разочарованием фильм оказался? Нам — точно нет.

Собственно, к чему мы затеяли эту перекличку? Во-первых, к тому, что это и впрямь не столько "фильм Тима Бёртона" или "экранизация Льюиса Кэррола", сколько ещё одна диснеевская сказка с непременным злом и приключением, которое помогает героине разобраться в своих житейских проблемах (до полного комплекта разве что песен не хватает). Однако нам, пожалуй, стоит немного прояснить верхние абзацы. Само собой, в этой "Алисе в Стране чудес" есть что-то и от Бёртона, и от Кэррола, и от Воробья, и от "Властелина колец", и от "аватаровского 3D"… Да даже от многочисленной порнухи про Алису у фильма есть кое-что: привычка постоянно раздевать главную героиню. Просто все эти элементы встречаются здесь совсем не в тех количествах, в которых иные люди ожидают.

Скажем, сразу можно было понять, что "Алиса" не будет дословной экранизацией книги Кэррола. И не потому, что "Ну так ещё бы, тут ведь Алиса взрослая и это типа-сиквел!", а по той простой причине, что дилогия Льюиса вообще не предназначена для экранизаций. Да, там есть красивые, безумные образы и персонажи, так и просящиеся на холст и плёнку. Да вот только истории толком нет, а та, что всё-таки присутствует, заканчивается ненавистным всему миру приёмом "Это был просто сон". Сила оригинала — она в языке, которым описывались безумные, зачастую бессвязные похождения Алисы. В тексте, бредовость которого была продумана и выверена с математической точностью. Во всём том, что отлично работает в книге, но, само собой, теряется при переносе на киноплёнку.

Если помните, "Дисней" уже пытался экранизировать "Алису", и получилось замечательно, но чтобы растянуть сказку на 75 минут, студии пришлось мало того, что вклеить в "Страну чудес" отрывки из "Зазеркалья", так ещё и как следует разбавить всё песнями. Здесь же место песен занял простенький, но всё-таки полноценный сюжет про добро и зло. Плохо ли это? Ничуть. Фильму нужен был стержень, и легенда о Бармоглоте и двух сражающихся за корону сёстрах успешно заняла его место. Да, история в итоге стала чётче и связанней, чем в книгах, но это простительно. Главное — общий безумный настрой никуда не делся, повествование всё так же орудует логикой, работающей лишь во снах, а в героях (включая новых) безошибочно чувствуется принадлежность Стране чудес.

   
   
   
   

И вот тут надо сказать спасибо Тиму Бёртону: пройдя через призму его великолепного безумного стиля (или это стильное безумие?), текстовые описания Кэролла преобразились в поистине восхитительные картины, дизайны и внешности. Эта Страна чудес — совсем не такая, какой мы привыкли её видеть. Но в то же время это — именно она, родимая. Да, после трейлеров и постеров могло показаться, что Бёртон пошёл по пути Американа Макджи в попытке сделать Страну "взрослой", а её жителей (особенно Шляпника и Красную королеву) — откровенно отталкивающими. Но в фильме от этого ощущения не остаётся и следа. Великолепны все: от относительно важных персонажей вроде боевой глазоковырятельницы Сони и глуповатых близнецов Труляля и Траляля (учись, как надо делать близнецов-клоунов, Майкл Бэй!) до презирающего собак коня Стейна и Бармоглота, считающего своим противником Вострый меч, а не воина, его держащего.

О Шляпнике и Красной королеве разговор отдельный – эти двое выглядели настолько дико, что просто обязаны были стать самым слабым звеном фильма. Но – не стали, ведь дизайны и персонажи явно были созданы специально под любимых актёров Бёртона – Джонни Деппа и Хелену Бонэм Картер. Лишь эта парочка могла вытянуть столь причудливых персонажей, и она справилась со своей работой настолько хорошо, что сместила с почётного поста главного действующего лица Алису. Нет, не потому, что Миа Васиковска не осилила роль — просто такой уж ей достался образ — обычной потерявшейся девушки. Пусть населяющая Страну чудес братия каждые пять минут заявляет, что Алиса — избранная, пусть именно она присутствует в кадре большую часть времени – всё равно режиссёр крайне редко сажает девушку во главу стола. Она, как и книжный оригинал, наблюдает, комментирует и реагирует — то есть играет роль ведомой, оставляя остальным персонажам возможность сражаться за роль ведущего. Пожалуй, единственные моменты, когда Алиса действительно становится главной героиней — это эпизоды, действие которых происходит в реальном мире. Вот там, на фоне "обычных людей" она и её вычурная манера речи (кстати, замечательно переданная в русском дубляже) начинают сверкать и искриться. А в Стране чудес всего этого явно не хватает, чтобы как следует выделяться на общем фоне.

Кстати, о реальном мире. Одна из визитных карточек Тима Бёртона — умение показать реальность настолько неправильной, фальшивой, тусклой и лживой, что после неё безумные миры, порождённые режиссёрским воображением, кажутся куда живее и правильней, чем эта затхлая "реальность". Так было в "Чарли и шоколадной фабрике", так было в "Невесте-трупе", таким оказалось и это кино. Только в нём к этому контрасту прибавилась ещё одна деталь — отражение событий из реальности в дальнейшем "не совсем сне" Алисы. Поболтала девушка с парой весёлых говорливых сестричек? Всё, теперь Труляля и Траляля будут играть в Стране чудес куда большую роль, чем раньше. Увидела, как муж сестры целуется со своей "подругой детства"? Не сомневайтесь, найдётся наглый изменник и на той стороне кроличьей норы. "Насладилась" тем, как все вокруг расхваливают её мерзковатого жениха из-за его высокого положения? Вот вам и кучка притворщиков в свите Красной королевы. Даже сцену, когда Алисе приходится принимать важнейшее решение в жизни, стоя перед толпой народу, — и ту ей приходится пережить в обоих мирах. Важно ли это? Нет, не очень. Но наличие связи между обыденностью и Страной чудес делает картину более цельной, объёмной.

Ну и напоследок — ещё об одной штуке, добавляющей картине объёма — о 3D. Да, это не "Аватар", и Тим Бёртон не чурается иногда пошвырять чем ни попадясь прямо в зал, но и задирать зрителей этим трюком никто не будет — чай, тут у нас не "Рождественская история". Большую часть времени 3D используется для того, чтобы подчёркивать отдельные детали, например — непомерный лоб Красной королевы, и в таких мелочах авторы "Алисы" сработали не хуже Кэмерона. Просто камернее.

Вот, собственно, и всё. Ещё одно отличное произведение, вдохновлённое "Страной чудес", осталось позади. И лишь один вопрос витает в воздухе: когда уже кто-нибудь возьмётся за "Зазеркалье" – именно за всё целиком, а не отдельные его элементы? «Дисней»? Бёртон? Может, хоть вы сподобитесь, а?

Обсуждение рецензии
208 комментариев
Поделиться:
Лев Гринберг
9 марта 2010

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
66%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Михаил Судаков«Кино»

  • Юрий Лущинский«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 616: «Сто лет тому вперёд», «Падение империи», новое «Очень страшное кино», перезапуск «Ведьмы из Блэр»
 
4Ноль кадров в секунду
 
 
2ЕВА
 
 
4Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
 
2ЕВА – 576: Приключения Шерлока Барса и Доктора Водкинса
 
0Телеовощи – 543: Мебель с сюрпризом
 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 614: «Охотники за привидениями: Леденящий ужас», «Кунг-фу Панда 4», дипфейковый Юрий Никулин
 
2Ноль кадров в секунду – 520: Консоль на патриотизме
 
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме